Обжалование действий (бездействия) должностных лиц органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги

Отношения в области предоставления государственных и муниципальных услуг регулируются, в первую очередь, Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Порядок предоставления конкретной государственной (муниципальной) услуги предусматривается административным регламентом. Данный документ с учетом требований законодательства утверждается государственным (муниципальным) органом, который уполномочен предоставлять соответствующие услуги. Административный регламент устанавливает сроки регистрации запросов о предоставлении конкретных видов государственных (муниципальных) услуг и сроки их предоставления.
В случае, если по истечении указанных сроков Вам не предоставлена государственная (муниципальная) услуга, а также не сообщено об отказе в предоставлении с указанием оснований, необходимо обжаловать бездействие должностных лиц органа или учреждения, государственных (муниципальных) служащих.
Порядок досудебного (внесудебного) обжалования предусматривает возможность обжалования бездействия в орган, предоставляющий услугу. В случае, если обжалуется бездействие руководителя органа, предоставляющего услугу, жалоба направляется в вышестоящий орган (при его наличии), либо рассматривается руководителем органа непосредственно.
Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Жалоба должна содержать наименование органа (Ф.И.О. должностного лица органа), бездействие которого обжалуется; наименование организации, (Ф.И.О.) и адрес заявителя; сведения об обжалуемом бездействии; доводы заявителя, на основании которых он не согласен с бездействием.
Срок рассмотрения жалобы не может превышать 15 рабочих дней со дня ее регистрации.
Мотивированный ответ направляется заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме не позднее следующего дня за днем принятия решения по жалобе.
В соответствии со статьей 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния повлекут для нарушителей – должностных лиц федеральных органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрена обязанность должностного лица, наделенного полномочиями по рассмотрению жалоб, в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, незамедлительно направлять имеющиеся материалы в органы прокуратуры.